Целостность антропогенеза

Целостность антропогенеза определяется отнюдь не тем, познали мы или нет механизм взаимодействия социального и биологического в процессе становления человека, а целостностью человека. Если в его жизни социальное и биологическое находятся в неразрывной взаимосвязи, т.е. в состоянии целостности, то процесс его происхождения мог быть только целостным и никаким другим. Отказаться от целостности антропогенеза можно лишь при условии получения доказательств, что человек — существо не целостное, а состоящее из двух, не связанных между собой субстанций — социальной и природной. Можно, однако, думать, что вряд ли кто-нибудь станет идти по этому пути и ставить под сомнение выводы К.Маркса о том, что «физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой» (Маркс, Энгельс, т. 42, с. 92), что «в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия» (там же, с. 118) и что «общество есть законченное сущностное единство человека с природой» (там же).

Понимание взаимосвязи природного и социального в человеке позволило К.Марксу заключить, что «становящаяся в человеческой истории — этом акте возникновения человеческого общества — природа является действительной природой человека» (там же, т. 42, с. 124). Принцип целостности антропогенеза — принципиальное теоретическое достижение К.Маркса, а не новации С.В.Смирнова, как это отмечается в отчете о совещании (Матюхин, 1985, с. 282).

Целостность антропогенеза вытекает из диалектико-материалистической оценки человека, из понимания системной взаимосвязи в нем биологического и социального, поэтому она выступает в качестве отправного пункта еще далеко не познанного механизма их взаимодействия в ходе становления человека и общества. Именно исходя из целостного понимания антропогенеза, Ф.Энгельс пришел к заключению, что биологический орган человека «рука … является не только органом труда, она также и продукт, его» (Маркс, Энгельс, т. 20, с. 488). Стать на путь отрицания тесной взаимосвязи социальных и биологических факторов в антропогенезе — значит стать на путь отрицания трудовой теории антропогенеза, ибо при таком подходе невозможно говорить о роли труда в формировании телесных и психических свойств человека.

Комментарии к записи Целостность антропогенеза отключены

Filed under Без рубрики

Comments are closed.