Этих теоретических позиций изложена

Этих теоретических позиций изложена у П.И.Борисковского, который «не считает возможным выделить какую-то получеловеческую, полуживотную эпоху, предшествующую первой общественно-экономической формации, первобытнообщинному строю, и вместе с тем уже не относящуюся к миру животных. Констатируя глубокое своеобразие эпохи первобытного стада, автор рассматривает ее как начальный, качественно своеобразный этап развития первобытнообщинного строя. С появлением Homo habilis и олдо-вайской техники начинается история человеческого общества, первый этап первобытнообщинной общественно-экономической формации — эпоха первобытного стада. Таким образом, речь идет не столько о расхождениях в интерпретации конкретного археологического и палеоантропологического материала, сколько о расхождениях по общим теоретическим и методологическим вопросам» (Борисковский, 1977, с. 39—40).

Излагая современные взгляды П.И.Борисковского, необходимо отметить, что ранее он активно отстаивал переходный характер антропогенеза. Так, в совместной с АЛ.Окладниковым статье, посвященной анализу концепции Б.Ф.Поршнева, отход от принципа переходности им справедливо оценивался как уступка идеализму. В соответствии с идеей переходности антропогенез он рассматривал как «борьбу изживаемого звериного начала и нового социального качества» (Окладников, Борисковский, 1956, с. 85). Архантропов и палеоантропов по этой причине он оценивал как ‘древнегаиих обезьяноподобных людей» (там же, с. 82), т.е. людей формирующегося типа.

Приходится сожалеть, что нынешние позиции П.И.Борисковского по основополагающим теоретическим вопросам антропогенеза являются, по существу, такой же уступкой идеализму. Было бы не так обидно, если бы речь шла о случайном заблуждении, а не о принципиальных позициях, расходящихся с диалектико-материалистической оценкой процесса антропогенеза, получивших практически всеобщее распространение среди палеолитчиков. В теоретических реконструкциях многих археологов антропогенез как длительный эволюционный процесс становления нового социального качества перестал существовать. Он фактически сведен к необъяснимому с позиций историзма акту внезапного возникновения человека, общества и социальных закономерностей уже в самом начале четвертичного периода.

В среде археологов-палеолитчиков вложилось твердое убеждение, что любые способы обработки камня — от так называемой олодовайской техники до техники позднего палеолита, безусловно, связаны с сознательным поведением. Считается само собой разумеющимся-, что удар камня о камень с целью раскалывания есть в обязательном порядке сознательный акт.

Комментарии к записи Этих теоретических позиций изложена отключены

Filed under Без рубрики

Comments are closed.