Г.С Лебедев

Г.С Лебедев пишет: «Экономика, социальный строй, идеология, этнос древнего общества даны нам постольку, поскольку и как они отразились в его культуре» (Лебедев, 1979, с. 75). Отсюда и зародились многочисленные идеи поиска социокультурных законов, попытки социальные процессы объяснить, а скорее, даже обосновать культурными и т.п. Такая постановка противоречит марксистскому материалистическому пониманию исторического процесса и его ядру — учению об общественно-экономических формациях, согласно которому в конечном итоге процесс исторического развития общества детерминирован развитием его способа производства, а не развитием культуры.

В советской археологии первого этапа также сочетались культурархеологии и социоархеология, но первая работала главным образом в направлении культурно-хронологических систематизаций источников, а вторая решала вопросы социально-исторического развития древних обществ, не прибегая к культурно-историческим концепциям, а опираясь на марксово учение об общественно-экономических формациях. В таком сочетании оба направления взаимодополняли друг друга, каждое решая свои задачи. В западной же археологии пытаются создать органически единое социокультурное основание археологических теорий, которые могли бы объяснить социально-исторические процессы. Если при этом еще учесть, что социально-исторические и культурно-исторические концепции западных археологов базируются на множестве различных философских посылок, то становятся вполне понятными сетования многих ученых запада на все усиливающийся в последние десятилетия теоретический разброд в понимании и объяснении исторического процесса, изучаемого по археологическим источникам.

В западной археологии со времени кризиса начала 60.-х гг. появились и новые тенденции, наиболее ярко выраженные в «новой археологии», когда археологи попытались выйти за пределы простых реконструкций и описании фактов и обратились к поискам новых объяснительных идей (Клейн, 1973а, с. 49—52). Вместе с тем под влиянием философии, науки позитивистского толка, археологи сосредоточили основное внимание на формально-логических основах суждений и оценок, образцы которых были заимствованы из различных философских течений. Одной из наиболее крупных работ этого типа было фундаментальное построение Дэвида Кларка «Аналитическая археология» (1968).

Следует, упомянуть и проведение конференций — в Шеффилде (Renfrew, 1973) и Саутгемтоне (Renfrew, 1982) специально посвященных теоретическим проблемам археологических объяснений, и одну из последних специальных монографий на эту же тему — Меррели Г. Сэмон «Философия и археология» (Salmon, 1982).

Комментарии к записи Г.С Лебедев отключены

Filed under Без рубрики

Comments are closed.