Исключение также составляют остатки

Исключение также составляют остатки ранне-палеолитических жилищ, но обнаружение их отнюдь не подрывает общие выводы о переходном характере психики архантропа и палеоантропа, ибо и животные в том или ином виде также возводят искусственные сооружения типа жилищ, значит, наличие искусственных жилых соорудений как таковых нельзя рассматривать в качестве исключительно социального фактора.

В последние годы в археологической литературе появились утверждения о наличии искусства у неандертальцев. Когда об этом заходит речь, имеется в виду прежде всего лопатка мамонта со следами гравировки, обнаруженная А.П .Чернышом на многослойной мустьерской стоянке Молодово I в Поднестровье (1978). Публикация этой находки вызвала острые споры, которые, однако, не нашли должного отражения в археологической литературе. Поэтому, чтобы оценить её значение, необходимо хотя бы в самом общем виде показать выводы современной науки в вопросах генезиса изобразительного искусства. Наиболее полно они разработаны археологом А.Д.Столяром и изложены им в серии работ, в том числе в объемной монографии (1985).

По А.Д.Столяру, история формирования изобразительного художественного образа выглядит следующим образом. Еще в ашельское время появляется эпизодическое экспонирование значительной части туши охотничьих животных, которое затем сменяется экспонированием символических, наиболее характерных частей туши зверя, таких, как голова, конечности, шкура. Затем, уже в эпоху мустье, создаются особые хранилища натуральных символов зверя определенного вида, известных в археологии под условным наименованием «медвежьи пещеры».

Указанные последовательные ступени использования частей тела животного в качестве символов еще не сопровождаются никакими искусственными средствами, поэтому они с полным правом объединяются под названием «натуральное творчество неандертальцев». Это первый генетически исходный этап становления изобразительного искусства. Именно в это время были созданы все необходимые предпосылки для использования вместе с натуральными частями зверя специальных искусственных средств создания символа. Но эти принципиально новые достижения были освоены неандертальцами уже на следующем этапе, получившем условное название этапа «натурального макета». Характерной особенностью натурального макета является то, что натуральные части тела экспонируются с применением основы, т.е. с участием искусственных средств. Сначала возникает прообраз натурального макета. Это естественный выступ скалы, специально «одетый» в шкуру животного.

Комментарии к записи Исключение также составляют остатки отключены

Filed under Без рубрики

Comments are closed.