Культурархеология

Культурархеология. Большинство ученых-археологов, как и во всей европейской гуманитарной науке, продолжало мировоззренчески оставаться на идеалистических позициях понимания процесса социального развития. В основе археологического познания лежала культурно-историческая концепция, согласно которой культурно-исторический эволюционизм рассматривался как выражение исторического прогресса развития человечества, поэтому основной категорией познания является культура. Реакцией на односторонний, упрощенный социально- и культурно-исторический эволюционизм стали идеи культурно-исторических кругов, диффузионизма, миграционизма и географического детерминизма. Попытки возвести эти идеи в ранг универсально-объяснительных принципов в теории прогресса человеческой культуры привели археологию начала XX в. к кризису. В.И.Ленин дал блестящую характеристику подобным приемам: «Буржуазные идеологи … постоянно перескакивают от одной беспомощной крайности к другой, хватаются то за одну, то за другую, возводят односторонность в теории» (Ленин, т. 20, с. 66).

Социоархеология. Советская археология в начале 30-х* гг. взяла на вооружение марксистское учение об общественных формациях как основополагающей теории адекватного отражения объективного процесса социально-исторического развития общества прошлого. Специфически археологическая концепция состояла в том, что археологические источники рассматривались как остатки предметного мира (хотя они в то время назывались обычно остатками материальной культуры) — непременного компонента социальной системы, поэтому исследование его позволяет реконструировать социальную систему в целом.

На основе этой концепции стихийно формировались, принципы фундаментальной археологической теории, которая пока еще специально не исследовалась. Поэтому предлагаем в качестве рабочей гипотезы ее построения несколько концептуальных конструкций в соответствии с общими положениями об основаниях научной теории (см. выше, с. 37).

Конкретные общества прошлого как объекты познания археологии развивались на базе объективных социальных законов, которые находят свое реальное выражение в определенных социальных способах жизнедеятельности, характеризующихся двумя сторонами: предметно-технологической и общественной.

Предметно-технологический способ жизнедеятельности представляет собой рассмотрение социальной деятельности в реальности ее протекания, как естественного условия человеческой жизни, абстрагированной, однако, от конкретно-исторических.

Комментарии к записи Культурархеология отключены

Filed under Необычная история

Comments are closed.