Начать следует

Начать следует с лингвистического определения термина «ромеи». Очень показательным является тот факт, что в отечественной науке принят именно этот термин, хотя иногда вместо него и используются другие понятия: «римляне», «византийцы». Между понятиями «римский» и «ромейский» нельзя поставить знак равенства. Это представляется неправильным ввиду того, что со словом «римский» принято прежде всего связывать Римскую Империю в античный период её развития. Термин «византийский» также является весьма абстрактным и поверхностным.

Ромеи — население, объединённое не столько этническими, сколь религиозными, языковыми и территориальными принципами. Оговоримся, что такое определение представляет собой идеальную парадигму, и в рассматриваемую эпоху оно претерпевает значительные изменения. Ведь некоторые старые принципы объединения уже утрачивают свою роль, а на первый план выходят новые. Уже в период заката Византийской империи эти критерии постепенно изменяются. Например, читая поздневизантийского историка Никиту Хониата, мы чувствуем, что в эпоху упадка и дезорганизации империи он был занят поисками других принципов, на основе которых снова смогла бы произойти консолидация ромеев (хотя при этом он не всегда отвергал старые).

Православие было интегральной частью ромейского самосознания, мировосприятия, культуры и одним из главных пунктов, по которым происходила самоидентификация ромеев. Варвар является варваром именно потому, что его нельзя отнести к ромейской культуре, он не признает византийских обычаев: «Между тем, неприятели проводили время в непотребствах, забавах, притом — в забавах преимущественно бесчестных, и в посмеяниях над римскими обычаями». Религиозные различия между ромеями и варварами лежат не столько в догматической, сколь в культурной плоскости.

Другим принципом, объединявшим ромеев, был принцип территориальный.

Комментарии к записи Начать следует отключены

Filed under Необычная история

Comments are closed.