О генезисе искусства

О генезисе искусства А.Д.Столяр, — прежде всего следует осознать, что элементарность каждого явления имеет свой нулевой рубеж, ниже которого на той же генетической линии лежало нечто принципиально новое. Следовательно, у палеоантропа надо искать не изображения в их современном понимании, а какие-то особые виды деятельности, по уровню и олицетворению отличные от последующего сюжетного творчества, но вместе с тем создавшие основные предпосылки для его становления» (Столяр, 1985, с. 138).

«Творчество» неандертальцев — необходимый этап в становлении искусства, создавший интеллектуальные, эмоциональные и технические предпосылки всего того, что с такой выразительностью проявилось в художественном творчестве позднепалеолитического человека. Вся сумма проанализированных данных, накопленных археологией за все время ее существования, позволяет заключить, что «… в художественных арсеналах поздних палеоантропов… уже был весь набор средств, достаточных для создания любого простейшего изображения. Но в отношении воплощений целостных образов натуры все это техническое богатство тогда представляло только нечто потенциальное» (Столяр, 1985, с. 136).

Как же оценить молодовскую находку эпохи мустье с точки зрения этой хорошо обоснованной концепции?

Для ответа на поставленный вопрос следует прежде всего дать ее описание. Лопатка мамонта, на которой А.П.Черныш среди массы штрихов выделяет гравированное изображение животного, происходит из культурного слоя. Сохранность ее оказалась настолько плохой, что обе ее поверхности в целях консервации, за неимением лучших закрепляющих средств, пришлось залить толстым слоем клея БФ-6, который теперь не позволяет изучить характер штрихов — показать, насколько они одновременны, и вычленить среди них естественные трещины и штрихи, возникшие в процессе расчистки культурного слоя. На опубликованной прорисовке хорошо видно, что лопатка испещрена многочисленными прямыми и волнистыми линиями различной длины, среди которых А.П.Черныш выделяет изображение зверя. Это замкнутая в неправильный овал линия с коротким выступом справа внизу. Слева внизу к овалу примыкают три штриха — один прямой и два изогнутых.

Комментарии к записи О генезисе искусства отключены

Filed under Без рубрики

Comments are closed.