Определение оснований археологических теорий

Определение оснований археологических теорий — это водораздел между марксистской археологией и всевозможными течениями в западной археологии, базирующимися на позитивистских, бихевиористских и прочих модных философских псевдотеориях. Для понимания этих различий рассмотрим лишь одно из наиболее популярных на западе направлений «процессуальной (или новой) археологии».

В современном науковедении признается, что проблемы оснований научных теорий должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с общим процессом истории развития науки. Археология возникла как наука исторического направления, хотя в ее становлении немаловажную роль сыграли и крупные естествоиспытатели. В последней четверти XIX в. в археологии прочно утвердились идеи, заимствованные из позитивистской социологии, культурной и социальной антропологии (Г.Спенсер, Э.Тейлор), а также неокантианской Баденской школы, прежде всего Г.Риккерта, считавшего историю наукой о культуре. Последние имели немало последователей и в России (А.С.Лаппо-Данилевский, Д.Петрушевский, П.Струве и др.). Главная идея, которая была положена в качестве основания исторической теории в целом как науки, заключалась в том, что история человечества есть история его культуры, специфика же археологии — в исследовании остатков материальной культуры древних обществ, что достаточно ясно выразил еще в 1874 г. И.Е.Забелин: «… история культуры в сущности есть археология» (Забелин, 1878,с. 12).

Это предопределило сущность всех теоретических конструкций — культурно-исторических концепций различного масштаба и оттенков (эволюционизма, диффузионизма, миграционизма, функционализма, географического детерминизма, теории культурных кругов и пр.) на протяжении целого периода в развитии археологии от последней четверти XIX в. до 30-х гг. в советской археологии и 60-х гг. в западной. Все частно-научные теории, при всем их кажущемся различии, имели в основании одну фундаментальную идею развития культуры, и прежде всего ее-внешних форм, что оказалось особенно привлекательным для археологов, посвятивших немало времени разработкам культурно-классификационных систем археологических памятников для построения различных исторических концепций культурархеологии (Генинг, 1985а, с. .232—234).

Решительный поворот в определении оснований науки был сделан в советской археологии начала 30-х гг., когда археологическое знание стало рассматриваться как знание социально-исторического типа, о чем достаточно подробно было сказано выше.

Комментарии к записи Определение оснований археологических теорий отключены

Filed under Необычная история

Comments are closed.