Отсюда попытки отыскания

Отсюда попытки отыскания генетически исходных форм и переходных состояний, характеризующих становление социальной жизнедеятельности. Именно эти поиски привели его к заключению, что для эпохи мустье характерны зачаточные общественные образования и зачаточные общественные группы, еще не осознанная, реально существующая родственная связь индивидов, примитивный язык звуков и предпосылки возникновения родовой организации общества.

В-третьих, ПЛ.Ефименко давал себе отчет в том, что терминологический аппарат теории антропогенеза еще не совершенен, что переходные формы жизнедеятельности приходится описывать в терминах, раскрывающих уже сложившиеся формы социального бытия. И есди он говорил о первобытном человеке раннего палеолита, то имел в виду стадного человека, а не общественного. То есть он имел в виду формирующегося человека. Его взгляды на историческое место неандертальца находились в согласии с выводами антропологов, что неандерталец — это обладающий полуживотной психикой человек, до конца еще не выделившийся из полуживотного состояния (Рогинский, 1947, с. 13, 14). П.П.Ефи-менко, говоря о семейных отношениях в сообществах неандертальцев, специально подчеркивал, что «термин «брак» здесь приходится применять совершенно условно…» (1953, с. 243). Эти выводы поразительно созвучны высказываниям выдающегося антрополога В.В.Бунака о том, что если термин «труд» применяется для обозначения предметной деятельности гоминид раннего палеолита, то только в условном его значении (Бунак, 1966, с. 548).

В-четвертых, ПЛ.Ефименко при исторической характеристике раннепалеолитической эпохи никогда не ограничивался анализом одних лишь археологических материалов. В его построениях большое место занимали источники смежных научных дисциплин. Достаточно обратиться к тем страницам его обобщающей монографии, где описывается специфика мустьерской эпохи, чтобы увидеть, сколь важное значение ПЛ.Ефименко придавал выводам антропологов, в частности В.В.Бунака, активно разрабатывавшего в те годы концепцию становления интеллекта в антропогенезе — концепцию, которая до сегодняшнего дня сохраняет свою научную ценность. ПЛ.Ефименко всегда стремился найти место археологическому материалу среди других источников по антропогенезу, к комплексному осмыслению многочисленных и часто противоречивых данных. Он правильно понимал роль междисциплинарных подходов к оценке археологических фактов, и именно это определило значение его творчества в развитии археологического знания.

Комментарии к записи Отсюда попытки отыскания отключены

Filed under Необычная история

Comments are closed.