П.П.Ефименко

П.П.Ефименко писал, что сообщества неандертальцев в своей обыденной жизни «довольствовались еще очень простой по своей структуре и по составляющим ее элементам звуковой речью. Тесная спаянность подобной группы давала ей возможность обходиться еще очень примитивным языком звуков, которые могли видоизменяться в зависимости от того, что они должны обозначать — призыв, предупреждение об опасности и т.д. С другой стороны, следует предполагать все же, что в условиях по крайней мере более поздней поры среднего палеолита (мустьерская эпоха. — С.С.) должны были уже зарождаться в зачаточных формах более сложные сочетания звуков для определения понятий» (там же, с. 246, 247). Развитие речевого общения неандертальцев, замечает П.П.Ефименко, с неизбежностью вело к «дифференциации понятий, для передачи которых зачаточная речь шелльской эпохи создавала, очевидно, слишком узкие рамки», (там же, с. 2*47,248).

Крайне простой и примитивный характер мустьерского общества, зачаточные формы языка, складывающееся естественное разделение — все это позволило сделать вывод, что «первобытное общество эпохи мустье следует рассматривать как завершающее звено в превращении первобытного человеческого стада в примитивную общественную организацию, построенную на основе кровнородственной связи составляющих ее членов» (там же, с. 304), а переход от мустье к позднему палеолиту — как «переломное время на рубеже двух указанных выше исторических эпох» (там же, с. 304).

Чтобы в полной мере оценить взгляды П.П.Ефименко на историческое содержание раннего палеолита, необходимо подчеркнуть несколько обстоятельств. Во-первых, научные взгляды П.П.Ефи-менко, полученные на основе изучения археологического материала, конкретизировали общесоциологические взгляды на процесс выделения человека из животного мира. Свои теоретические позиции он формулировал четко и недвусмысленно: «Представление о наиболее раннем этапе человеческой истории, естественно вытекающее из анализа собранных современной наукой археологических фактов, в сущности, лишь развивает и дает конкретное, содержание взглядам, в свое время изложенным Ф.Энгельсом» (там же, с. 243). Не раскрывая специально значения диалектико-материалистической идеи о переходном периоде между биологической и социальной формой жизнедеятельности, П.П.Ефименко в своей аргументации придерживался, путь не всегда до конца последовательно, принципа переходности. Именно поэтому первобытное стадо он рассматривал как стадо очеловечивавшихся обезьян, перешедших к производству первых орудий труда (там же, с. 14).

Комментарии к записи П.П.Ефименко отключены

Filed under Необычная история

Comments are closed.