Примечательно

Примечательно, что в данном направлении поиск сосредоточился на создании моделей археологических объяснений как основы построения археологической теории.

Как бы ни разнообразились своими оттенками различные археологические теории, в абсолютном большинстве их основания в конечном итоге близки или базируются на неопозитивистской философии, в которой определяющим является сочетание субъективно-идеалистического эмпиризма с методами логического анализа. Это современный логический позитивизм, претерпевающий в сравнении с ранними концепциями трансформацию под воздействием критики несостоятельности концепции сводимости научного знания к эмпирическим данным, что заставило признать принципы возможности эмпирической интерпретации теоретических систем. Последнее понимается лишь в виде рационально^ формы организации опытных данных, а не постижения сущностных сторон объективной реальности.

Обращение к логическому анализу было обусловлено все возрастающей ролью в развитии научного знания в целом знаково-символических средств, формализации и математизации знания. Эта сторона — логическое построение теоретического знания в археологии — получила на западе особенно большую популярность, однако она представляет собой особую проблему и не относится к анализу оснований археологических теорий, которые, наоборот, почти никогда четко не формулируются, выражаются лишь в самом общем виде. Чаще всего для построения археологических теорий, объясняющих археологические материалы, апеллируют к поведению человека (людей). Особенно популярны эти бихевиористские концепции в англо-американской археологии, в том числе «новой археологии».

Бихевиористика (от англ. bechavio.r — поведение) объединяет в современной американской науке антропологию, включая социальную и культурную, социологию и пе-дагогику. В основе концепций бихевиоризма лежит понимание человека как совокупности его ответных реакций на воздействие внешней среды. Истоки этих идей можно усмотреть уже в некоторых положениях социал-дарвинизма Г.Спенсера (борьба за существование, приспособление живых организмов к природной среде и т.п.), географического детерминизма, развивавшейся А.Тойнби цикличности цивилизации и развития культуры, начинающегося со стадии «вызов и ответ», где вызов чаще всего соотносился с внешней средой. Прямолинейность всех подобных утверждений показала их несостоятельность, и в необихевиоризме были введены опосредованные, промежуточные звенья: переменные — различные познавательные и побудительные факторы, определяющие поведение человека.

Комментарии к записи Примечательно отключены

Filed under Необычная история

Comments are closed.