Проблема зарождения

Проблема зарождения и развития археологического знания как предмет специального науковедческого анализа освещена пока чрезвычайно слабо (Амальрик, Монгайт, 1966; Монгайт, 1963, с. 75-94; Монгайт, 1973, с. 10—17; Генинг, 1982; Пряхин, 1982; 1983; 1984; 1986), хотя как в отечественной, так и зарубежной литературе имеется целый ряд работ, освещающих историю накопления археологических материалов. Основное внимание в них, как правило, уделено описанию раскопок отдельных памятников и тем открытиям, которые на них сделаны1″ (довольно обширные экскурсы в область находок древностей и накопления археологического материала содержатся в публикациях: А.С.Уваров, 1910, с. 271—288; Веселовскйй, 1900; Городцов, 1908; Обермайер, 1913, с. 3—14; Михаэлис, 1913; Жебелев, 1923а; 19236; Городцов, 1923; Бузескул, 1923; 1924; Худяков, 1933; Амальрик, Монгайт, 1966; Монгайт, 1973, с. 10—17; Формозов, 1961; 1983; 1986).

Рассмотрение системы научного знания и развития является для каждой частной науки не только частно-научной, но и философской проблемой. Конечно, каждая наука, в частности археология, на протяжении всей истории развития накапливает знания в своей определенной предметной области. Археология возникла как наука, изучающая историческое прошлое по материальным остаткам жизнедеятельности прошлых обществ (в период возникновения науки, естественно, писали чаще «о человечестве», «о древних людях», «о древних народах» и т.д.), и таковой она останется и в будущем. Поэтому проблема развития археологического знания не может быть сведена к простому наращиванию знания об археологических памятниках, как полагают многие археологи. Показать развитие науки — значит выделить определенные периоды, фиксирующие качественные изменения в научной системе, что было показано в предшествующем разделе и может быть раскрыто лишь путем анализа оснований археологического знаний, включающих его методологические установки и принципы фундаментальной теории.

Формирование системы методологических установок каждой частной науки — весьма сложный и длительный процесс. Исходными являются, естественно, философские методологические.

Комментарии к записи Проблема зарождения отключены

Filed under Без рубрики

Comments are closed.