средства деятельности

О том, что средства деятельности раннепалеолитических гоминид еще не являются подлинными орудиями труда, а лишь демонстрируют их генезис, могут восприниматься и многими археологами воспринимаются как казус, недоразумение в науке. Однако именно эти выводы позволяют впервые радикально преодолеть противоречия между принципом и фактами, устранить логические тупики и тем самым дают возможность все имеющиеся данные привести в надлежащую логическую взаимосвязь.

Важным звеном в развитии теории антропогенеза является разработка ее категориального аппарата. Она опирается на специфику той предметной области, которая исследуется данной теорией. Антропогенез в диалектико-материалистическом понимании — это процесс становления человека, социального комплекса и регулирующих его развитие наиболее общих социальных закономерностей. В истории развития органического мира это переходный период между обезьяной и человеком (Маркс, Энгельс, т. 20, с. 487; т. 21, с. 29). Ему соответствует переходное существо (там же, т. 20, с. 487), названное Ф.Энгельсом формирующимся; т.е. становящимся человеком (там же, с. 489, 492).

Без сомнения, прав был Ю.И.Семенов, когда во многочисленных своих работах по антропогенезу подчеркивал, что история общества расчленяется на два больших блока: эпоху первобытного человеческого стада как время становления человечества и собственно человеческую историю с ее формационным членением (Семенов Ю.И., 1964, 1966 и др.). «Первобытное человеческое стадо» — это сообщество формирующихся людей. Оно было основной формой организации архантропов и палеоантропов (Арутюнов, 1982, с. 61) и по своему характеру — переходным объединением от биологического к социальному и еще «не представляло подлинного социального организма» (Бромлей, 1973, с. 15). В соответствии с этим специфику психической деятельности формирующихся людей определяют термином «стадное сознание». Этот-термин Ф.Энгельса «заключает в себе глубокий смысл, адекватно отражающий основные черты психики первобытных людей, оторвавшихся от животных и далеко ушедших от них в своем развитии, но еще не ставших людьми в подлинном смысле этого слова… Иначе говоря, этот термин весьма удачно выражает переходный характер психики стадного человека, стоявшего на полпути от высших животных к современному человеку» (Спиркин, 1960, с. 122,123).

Комментарии к записи средства деятельности отключены

Filed under Необычная история

Comments are closed.