Структура каждой сферы

Структура каждой сферы деятельности определяет также специфику тех или иных операциональных процедур над артефактами, которые необходимо выполнить для получения результатов, интегрируемых в рамках выявления сущности при решении той или иной познавательной задачи социально-исторического характера.

Конечно, изложенная здесь в самых общих чертах концепция при реализации на практике исследования конкретных обществ требует дальнейшей логико-методологической разработки, на которую, однако, в 30—60-х гг. не обращалось должного внимания.

В западноевропейской археологии с 60-х гг. зарождается также социологическое направление, но принципы формирования фундаментальных теорий, однако, не освободились от старых идей, поэтому обычно пишут о социокультурном направлении («новая археология», Г.Кларк, К.Ренфрю и др.). Философско-мировоззренческие позиции большинства представителей этого направления базируются на идеях нео- и постпозитивизма, структурализма, функционализма и т.п.

Таким образом, различия в мировоззрении и формирующихся на нем специально-научных концепциях для каждого из трех периодов достаточно очевидны. Кроме того, для периода социо-архёологии следует говорить о двух направлениях: марксистском и немарксистском.

Рассмотрим далее эволюцию основных методологических установок в развитии археологического знания.

Представление об объекте науки как компоненте методологической установки определяет цели научного познания.

Археология древностей. В основе классической науки лежали идеи предметоцентризма, выражавшиеся в археологии в том, что в центре внимания была представлена вещь (предмет), а объект познания рассматривался как механическая сумма вещей, характеризующих жизнь древнего человека. Поэтому главная цель науки данного периода — обнаружение вещей, предметов, памятников, определение их функций и хронологии, что уже являлось доказательством факта существования человека (общества) в различные эпохи.

Культурархеология. Распространяются идеи’ системоцентриз-ма, которые позволили определить культуру как совокупность отдельных локально-исторических культурно-функциональных комплексов, отражающих разнообразие форм деятельности отдельных групп человечества, поэтому поиск, выявление и описание локальных систем — цель познания археологии. Однако сами эти системы понимались весьма ограниченно, только в отдельных сферах человеческой жизнедеятельности или даже в некоторых их частях. Представления об обществе как интегрированной совокупности сфер жизнедеятельности еще не сложилось; оно.

Комментарии к записи Структура каждой сферы отключены

Filed under Без рубрики

Comments are closed.