трудности связаны

Наконец, трудности связаны были и с крайней ограниченностью пропагандистских и вообще культурных сил, стоящих на социалистических Дюзициях. «Нам совершенно не хватает теоретически образованных социалистических сил, — говорил А. Коллонтай рабочий из Бристоля. — Все мы практики, самоучки; нужен твердый научный фундамент как базис для нашей агитации, тогда дело пойдет совсем иначе». Член СДФ, прочитавший лекцию о социализме в далеком шахтерском поселке, изложил на страницах «Джастис» весьма показательный эпизод.

После лекции один рабочий сказал, что «он никогда не слышал ничего подобного раньше, но готов отдать свою правую руку за то, чтобы в течение шести месяцев учиться под руководством лектора… он заявил, что готов отдать жизнь, чтобы поднять уровень жизни своих товарищей-рабочих. Он стал бы отличным пропагандистом, если бы кто-то взял его в руки и научил». Автор далее выражает убеждение, что если бы в этом поселке появился хоть один социал-демократ, можно было бы немедленно создать организацию СДФ.

Огромное значение в связи с этим приобретает деятельность социалистических организаций, стремившихся максимально содействовать культурному росту рабочего класса. Подчеркивая значимость самообразования вообще и, в особенности, для социалиста, Д. Эллам писал в статье «Наша политика» на страницах «Социал-демократа»: «Человек, который не читает, не мыслит — невежа, а невежество рождает рабство. В армии социалистов нам не нужны рабы».

Исходя из этих соображений, а также стремясь к повышению культурного уровня масс как средству освобождения их от влияния буржуазной идеологии, социалистические организации и под их влиянием тред-юнионы и лейбористская партия вели борьбу за демократизацию системы образования, выдвигая лозунг бесплатного образования на всех уровнях и освобождения его от влияния церкви. Так, конференция лейбористской партии 1907 года приняла резолюцию с требованием «национальной политики в области образования», включающей «государственное содержание школьников», бесплатное обучение в начальной и средней школах, а также подготовку необходимого количества учителей высокой квалификации. На партийной конференции 1912 года ее председатель Б. Тэрнер так сформулировал свой «идеал образования».

Комментарии к записи трудности связаны отключены

Filed under Необычная история

Comments are closed.