Употребление знака

Употребление знака № 1 отмечено в Irq bitig — рукописи X в.4, он встречается и в двух енисейских эпитафиях (Е 7, У; Е 45, 3), относящихся к середине и концу X в.. Однако, как увидим, палеографические датирующие признаки, выработанные на текстах другого назначения, следует с большой осторожностью применять к алфавитным записям, сохраняющим глубокие архаичные черты в отношении набора письменных знаков.

Особенно важно, что фрагменты обеих рукописей свидетельствуют об устойчивом порядке, присущем орхонским знакам при их алфавитном размещении. Строгость такого расположения проистекает не только из его троекратного соблюдения на листе из библиотеки Рюкоку (рис. 11; табл. XXVII, № 6—16) (вероятно, допущенная ошибка — написание знака № 12 (Р 1) не на своем месте (ср. Р 3, № 18) — вынудила писца прервать первую строку и повторить запись). Сохранение того же строя знаков очевидно и в документе Тойок I (табл. XXVII, № 5—7, 19, 20). При учете оговоренных палеографических различий двух рукописей можно полагать, что отмеченный ими буквенный ряд был характерен для орхонского письма на всем известном протяжении его существования (20-е годы VIII — середина X в.).

Благодаря единому порядку знаков алфавитные списки дополняют друг друга и прежде всего фиксируют количественный состав орхонской азбуки. Согласно документу из библиотеки Рюкоку, лакуна между первой и второй строками рукописи Тойок I составляет 11 букв (табл. XXVII, №8—18). Это позволяет предполагать отсутствие 11 же букв из-за разрыва второй и третьей строк манускрипта (№ 27—37). Список Тойок I достигает конца алфавита, что отмечается орнаментальной фигурой — типичным завершающим знаком манихейских рукописей (рис. 10). Следовательно, согласно анализируемым документам, число букв в орхонском алфавите превышало 40, так как № 1 на табл. XXVII не является первой буквой азбуки. Налицо очевидное несоответствие в восприятии количественного состава этого рунического алфавита между современной наукой (указывающей 38—40 знаков) и средневековыми писцами.

Итак, обоими документами зафиксирована общая последовательность письменных знаков. Поскольку писцы-манихеи не применили для своих записей орхонских знаков алфавитного строя собственного манихейского письма (соответствовавшего последовательности букв арамейского алфавита), можно заключить, что ими был сохранен «рунический» порядок в их размещении. Об этом же свидетельствует и фрагмент из библиотеки Рюкоку, представляющий лишь ряды рунических букв без комментариев другим письмом.

Комментарии к записи Употребление знака отключены

Filed under Необычная история

Comments are closed.