Вот почему проблема генезиса

Вот почему проблема генезиса изобразительного и иных видов искусства требует учета широкого круга многочисленных данных и хорошо выверенных подходов к их оценке. И нельзя вносить кардинальные изменения в систему сложившихся взглядов о времени и механизме возникновения искусства на основе рассмотрения, одной или нескольких слабо проанализированных археологических находок без надлежащего методологического обоснования.

Раскрывая историю возникновения искусства, мы раскрываем одну из важных сторон становления общественных форм сознания, и это имеет важное значение для решения более общих задач антропогенеза. Дело в том, что общественное сознание невозможно без сознания индивидуального, без способности индивида к осуществлению сознательной и целенаправленной деятельности. «Будучи общественным по сути феноменом, сознание существует не над индивидами, и не между ними, и не помимо их, а в их головах» (Ломов, 1984, с. 180).

Отсюда проистекает важное заключение, что «индивидуальное сознание …формируется в неразрывной связи с сознанием общественным» (там же, с. 180). Рассматривая возникновение таких форм общественного сознания, как искусство, религиозные верования, научные знания и т.п., мы, по существу, рассматриваем генезис индивидуальной способности к сознательному поведению человека. Поскольку труд — процесс непременно сознательный, то при этом в определенной мере мы рассматриваем и генезис, труда. Констатировав, что искусство в сложившихся. формах возникает при переходе к позднему палеолиту, мы фактически формулируем одно из доказательств того, что готовый труд также возникает на этом важнейшем историческом рубеже. Об этом приходится еще раз говорить по той причине, что системная взаимосвязь генезиса общественного сознания и труда в археологии палеолита в большинстве случаев игнорируется.

За последние десятилетия археология многократно увеличила объем источников по антропогенезу, и у многих археологов сложилось убеждение, что в проблеме происхождения человека центр тяжести смещается в плоскость сугубо археологических исследований. Отсюда делается вывод о том, что археология палеолита приобретает все большую самостоятельность и не зависит от других научных дисциплин, занимающихся вопросами антропогенеза. Это, в частности, проявилось в работе Всесоюзного рабочего совещания, состоявшегося в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР в ноябре 1983 г. Здесь отчетливо прозвучало почти всеобщее отрицание обоснованной Ф.Энгельсом.

Комментарии к записи Вот почему проблема генезиса отключены

Filed under Необычная история

Comments are closed.