Все это выполнялось

Все это выполнялось исследовательскими методами культурархеологии, в первую очередь с помощью типологического метода, который удовлетворял также задачам первичной систематизации, накопления и хранения источников, а также решению вопросов культурно-хронологической систематизации памятников. Для исследования вопросов хозяйственной, социальной, духовной деятельности, несомненно, необходимо было искать новые подходы, но чаще всего их решали методами, типичными для культурархеологии. Широкое распространение получил метод прямых предметных реконструкций: по набору остатков предметов и сооружений, связанных ус определенным видом жизнедеятельности, реконструировалась технология ее протекания, т.е. лишь качественная сторона социальной жизни древних обществ.

В’целом исследования в социоархеологии на первом этапе оставались еще в рамках стихийно-эмпирического процесса познания, когда ни сам метод, ни методологические проблемы исследования не вычленялись, не описывались, не говоря уже о том, чтобы стать предметом социального исследования. В целом методологические установки социоархеологии 30—60-х гг. оставались фактически не разработанными в соответствии с ее новой фундаментальной теоретической концепцией. Нередко они понимались в культурархеологическом стиле.

Противоречивость такого «симбиоза», сочетания новых задач и старых методов, начала остро ощущаться в 60—70-х гг., когда было накоплено значительное количество новых источников и исследователи попытались включить не только качественные, но и количественные параметры для характеристики социального развития. Оказалось, что исследовательские процедуры культурархеологии не способны адаптировать количественные показатели археологического материала дальше элементарного утверждения больше — меньше, много — мало и т.п.

На этой базе возникла проблемная, в известной мере кризисная ситуация «перепроизводства источников». По-видимому, это является четким показателем того, что первый, экстенсивный этап научной революции, начатый социоархеологией 30-х гг., выполнил свои основные задачи и перед наукой встали во весь рост задачи второго, интенсивного этапа научной революции — построение собственной теоретико-методологической системы, которая бы обеспечила подлинно научно-теоретическое освоение археологических источников, для чего необходима глубокая разработка методологических установок социоархеологии, новых методов исследования на всех уровнях археологического знания. Только такой подход может обеспечить.

Комментарии к записи Все это выполнялось отключены

Filed under Без рубрики

Comments are closed.